В четверг, 28 сентября, столетний юбилей отметила жительница Воронежа Пелагея Ильинична Кузякина. Поздравительный адрес ей направил губернатор Воронежской области Александр Гусев, а в торжественный день лично навестил глава управы Железнодорожного района Леонид Беляев.

Пелагея Ильинична – коренная жительница Воронежа, всю жизнь прожившая в областном центре. Даже будучи мобилизованной в армию, женщина не покидала пределы региона, стояла на защите воронежского неба в рядах подразделения противовоздушной обороны. После войны трудилась на авиационном производстве.

Дорогая Пелагея Ильинична! От души поздравляю с наступлением нового века Вашей жизни! Пусть он будет для Вас спокойным, благополучным, добрым и щедрым на любовь родных людей. Вы это по праву заслужили своей самоотверженностью в Великую Отечественную и ударным трудом в мирное время. Огромное спасибо за Ваш достойный жизненный путь. Желаю, чтобы Вас не подводило самочувствие, чтобы чаще радовали внуки и правнуки, погода и важные новости в стране! Счастливы быть Вашими современниками и соотечественниками.
Александр Гусев

Губернатор Воронежской области

И без войны хватало испытаний

Вопреки всем жизненным испытаниям, к своему 100-летию Пелагея Ильинична подошла в хорошей форме, на ногах и в твердой памяти. Принимать поздравления сама, без всякой посторонней помощи, вышла в зал из своей комнаты. Одна беда – выслушать их не могла. Слух потерян практически полностью, потому коммуникация с ней возможна только через дочь. А еще бабушка очень тяжело переживает сегодняшние события в мире, расстраивается и потому не хочет лишний раз вспоминать прошлое. Чтобы не тревожить именинницу, рассказать о ее жизни мы попросили дочь Валентину.

Родители Пелагеи, Илья Гаврилович и Екатерина Даниловна Игнатовы, были простыми тружениками. Татьяна говорит, что ее бабушка занималась домашним хозяйством, а род занятий деда ей, увы, не известен. Тот умер сравнительно молодым, однажды не вернувшись то ли с охоты, то ли с рыбалки. Екатерина Даниловна осталась одна с пятью детьми. Двое сыновей, Петр и Иван, у нее были от первого брака, а от второго – три дочери, Пелагея, Любовь и Татьяна. Держали корову и продавали на базаре молоко. Чтобы зимой натопить дом, приходилось воровать уголь на складе в Отрожке – от безвыходности, взять больше было негде.

Семья пережила трагедию, когда младшая из дочерей Татьяна умерла в возрасте шестнадцати лет. Девушка пошла в баню с подругами, распарилась и, видимо, выскочила на холод, заработала воспаление легких, которое и унесло ее жизнь. Память о сестре Пелагея пронесла через всю жизнь. За стеклом серванта в комнате бабушки стоит фотопортрет совсем юной и очень красивой девушки.

Зато старшие сестры прожили долгие жизни. Любовь Ильинична скончалась два года назад в разгар эпидемии коронавируса. Их мама Екатерина Даниловна тоже, кстати, была долгожительницей. Умерла в 1995 году, что называется, «на ногах», до последнего оставаясь крепкой.

Ветеранов почти не осталось

Мобилизовали Пелагею в ряды действующей армии, согласно сохранившейся книжке красноармейца, 1 августа 1943 года. Дочь Валентина говорит, что еще до этого она в рядах подразделения противовоздушной обороны сбрасывала с крыш неразорвавшиеся немецкие «зажигалки». Пелагея Ильинична служила в 397-м отдельном батальоне местной ПВО, созданном при НКВД СССР. Эти подразделения базировались как раз в Отрожке и противостояли немецким налетам даже в те дни, когда враг оккупировал правобережную часть города. Когда фашиста прогнали подальше и задачи ПВО утратили актуальность, мобилизованных девушек отправили на сугубо мирный фронт работ – уборку урожая под Борисоглебск. Позже довелось помогать ухаживать за ранеными.

На руках у Пелагеи Ильиничны остался листочек, по которому она должна была получить медаль «За победу над Германией». Но по какой-то причине не получила.

– У нас в районе участников войны практически не осталось, по пальцам перечесть, – грустно констатирует заглянувший поздравить женщину со знаменательной датой глава управы Леонид Беляев. – В этом году с 80-летием освобождения Воронежа поздравили лишь шестерых человек. Практически нет уже этого поколения.

С женским счастьем не сложилось

После войны Пелагея Ильинична устроилась на авиационный завод, где проработала почти до самой пенсии. Сначала работала сверловщицей, потом, когда чуть не повредила руку, перешла в грузчики. Приходилось выполнять тяжелую мужскую работу, но деваться было некуда. Когда стало совсем трудно и начала терять слух, перед самой пенсией, ушла работать гардеробщицей в Научно-исследовательский институт полупроводникового машиностроения.

Личная жизнь не сложилась. Муж, Тимофей Кузякин, был иногородний, ветеран двух войн, Финской кампании и Великой Отечественной. На фронте сдружился со знакомым семьи Игнатовых, да так, что тот после Победы привез его с собой в Воронеж. До войны Тимофей Васильевич был женат, но получил известие о смерти обоих детей и к семье не вернулся. Здесь мужчина якобы устроился на работу, но по факту на нее не ходил. Домой вечером приходил пьяным. Смотреть на это надоело, и, будучи на седьмом месяце беременности, Пелагея выгнала его.

– Больше замуж мама не выходила. Пыталась, но... Бабушка у нас такая строгая была. Да она и сама строгая, – рассказывает Валентина.

Про такие семьи говорят: «На роду написано». Не складывалось с женским счастьем поколениями. Валентина вслед за бабушкой и мамой тоже рано потеряла мужа, когда дочери, внучки именинницы, были совсем малышками – одной пять лет, другой год и семь месяцев.

Сегодня они выросли, и Валентина Тимофеевна радуется, что у ее девочек все хорошо. Живут с мужьями, вырастили детей. У Елены двое сыновей. Максим переехал в Петербург, а Виталий недавно окончил вуз, живет в Воронеже. У Оксаны – дочь Юлия, учится в ординатуре в Москве, будущий врач.

Валентине Тимофеевне уже самой семьдесят семь. Но уход за мамой пока не доставляет ей трудностей. Да и вниманием родных две пожилые женщины не обделены. Сама Пелагея Ильинична любит смотреть телевизор, в хорошую погоду может прогуляться по двору, благо живут в частном доме. Сравнительно недавно бросила возиться с грядками.

Есть у бабушки большая радость. Внучке на работе этой зимой подарили таксу. Собаку оставили жить у двух пенсионерок. Дали ей кличку Нора. Пелагея Ильинична любит питомицу, усаживает к себе на диван, гладит. А порой играет с ней, разминая ноги.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».