В пятницу, 23 мая, на базе Воронежского подразделения Юго-Восточного центра профессиональных квалификаций в рамках месячника «Уступи дорогу поездам!» сотрудники Юго-Восточной железной дороги (ЮВЖД) совместно с представителем транспортной полиции провели мероприятие, посвященное правилам поведения на железной дороге с участием студентов Воронежского политехнического техникума. Ребята узнали об опасностях зацепинга (передвижения на вагоне снаружи. – Прим.ред.), экстремальном способе езды на поезде, посмотрели серию профилактических роликов от ОАО «РЖД», ответили на вопросы викторины, а также смогли попробовать себя в роли машинистов, попрактиковавшись на тренажере, имитирующем кабину локомотива. На мероприятии побывали корреспонденты РИА «Воронеж».

С 1 мая по 1 июня РЖД проводит месячник «Уступи дорогу поездам!». Цель – формирование у детей и подростков культуры безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта, а также профилактика и предупреждение происшествий в зоне движения поездов. В последнее время зацепинг набирает опасную популярность: в социальных сетях то и дело появляются видео, на которых молодые люди цепляются за вагоны поезда и отправляются в «путешествия». Последствия могут быть разные: серьезные травмы, приводящие к гибели, уголовная или административная ответственность.

– Формат наших мероприятий представляет собой диалог между участниками и спикерами, в процессе которого ребята получают важную, актуальную информацию. Наша задача – показать детям, что такое личная безопасность, почему она нужна, – подчеркнула начальник сектора корпоративных проектов ЮВЖД Ирина Оленина.

Действия зацеперов могут квалифицировать по ч. 1 ст. 11. 17 КоАП РФ (проезд пассажиров в неприспособленном месте). Санкции данной статьи предусматривают штраф в размере до 400 тыс. рублей. Иногда зацеперы не ограничиваются поездками, а развлекают себя, разрисовывая платформы или вагоны, или кладут монетки под поезд – для этого предусмотрена ч. 1 ст. 267 УК РФ (приведение в непригодность транспортных средств или путей связи). По этой статье грозит уже более суровое наказание – штраф до 300 тыс. рублей или ограничение свободы на один год. На тему ответственности за свои поступки с ребятами поговорил начальник отделения по делам несовершеннолетних Юго-Восточного линейного управления МВД России на транспорте Евгений Томилин.

По данным Евгения Томилина, с начала 2025 года в Воронежской области было зафиксировано уже несколько случаев зацепинга среди подростков.

– Одна из причин, почему подростки этим занимаются, – это желание получить адреналин, но я считаю, что это также упущение родителей. У своего ребенка же можно заметить что-то странное, например балаклаву или специальные перчатки, посмотреть его соцсети, куда молодежь выкладывает все. Мне также кажется не совсем правильным, когда в СМИ выкладывают видеоролики, где ребята в балаклавах весело резвятся на железной дороге. На мой взгляд, стоит афишировать истории о печальных последствиях такого поведения, чтобы другие не брали с этого пример, – поделился он.

После этого ведущий инженер службы охраны труда и промышленной безопасности ЮВЖД Елена Бубнова провела для ребят викторину на тему «Правила безопасности на железнодорожном транспорте». По ее словам, для решения этой проблемы требуется комплексный подход. В школах должны рассказывать об опасностях зацепинга, а дома родители должны проводить воспитательные беседы.

– С развитием социальных сетей, где происходит некая популяризация зацепинга, эта тема стала особенно актуальной. Согласно статистике, средний возраст зацеперов плавно перетекает от 16−18 лет до 18−25 лет, то есть иногда сами взрослые не осознают всю серьезность своих действий. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и, чтобы спасти наших детей от беды, нужно все показывать своим примером, – отметила она.

В завершение мероприятия ребят отвели на тренажер, имитирующий кабину локомотива. Внутри тренажера – три больших экрана с изображениями железнодорожных путей на вокзалах Воронеж-1 и Воронеж-Курский, Подобные интерактивы направлены на то, чтобы студенты смогли отчетливо увидеть, что после применения машинистом экстренного торможения многотонный состав проедет до полной остановки порядка тысячи метров.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».