На тренировки Максим Степанов ходит по узеньким деревенским улочкам - от его домика до сельской школы ходьбы - минут семь. Явно не столичные масштабы, но бывший телеведущий рубрики «Самооборона» программы «Доброе утро» и автор многочисленных пособий и книг по самообороне Максим Степанов теперь с удовольствием отвыкает от московских расстояний. В конце прошлого года он с семьей вернулся из Москвы на свою малую родину – в село Бабка Павловского района. Вернулся, чтобы обосноваться здесь - в том самом доме, где появился на свет, в котором жил еще его дед.
В Бабку – от столичных «бабок»
Из окна его свежеотремонтированной хаты виден храм во имя святителя Николая Чудотворца. Впрочем, «храм» - сказано громко. Это небольшая часть строения, сохранившаяся от церкви, возведенной в 1809 году и разрушенной в советское время. Путь Степанова к этому храму занял долгие годы, и теперь он в составе сельской православной общины понемногу восстанавливает церковь – уже перекрыта крыша, поставлен новый крест.
В детстве Максим занимался каратэ, потом учился в воронежском институте физкультуры, участвовал в российских турнирах по восточным единоборствам, немного тренировал сборную города, потом открыл клуб боевых искусств. Затем поехал в столицу учиться в аспирантуре Российского государственного университета физической культуры. Там же, в Москве организовал едва ли не первую секцию самообороны, а потом совместно с Олегом Майоровым - и клуб «Самооборона 100%», имевший филиалы в разных регионах России. Многочисленные семинары и тренинги, проводившиеся по всей стране, сделали Максима одним из самых востребованных экспертов и преподавателей в сфере боевых искусств, что и привело его на Первый канал в «Доброе утро», где в рубрике «Самооборона» вышло более сотни сюжетов с его участием.
Сейчас Максим с неохотой вспоминает то время.
Столичная жизнь – это вечная спешка, суета, беготня, на семью у меня времени не оставалось, с утра до ночи – дела и дела. Чуть в Прагу не уехал - открывать сеть подобных клубов, но что-то меня остановило. Что именно? Да вот этот пустовавший дедов дом и озеро в конце огорода – место, где я вырос. Всех денег никогда не заработаешь, а ощущение, что теряется что-то важное в жизни, не покидало меня. Вот осенью прошлого года мы и вернулись сюда (супруга тоже уроженка этих мест). В Москву я наезжаю раз в месяц – небольшая часть бизнеса осталась в столице, но знаю: в ближайшие годы жить буду здесь.
Тихий дом
Сейчас супруга максима Галина преподает в сельской школе, пятилетний Максим и двухлетняя Люба скучают по старшему брату Даниле – студенту одного из столичных вузов. Здесь самые младшие Степановы уже забыли, что такое приставучая аллергия, нет-нет, да и налетавшая на них в Москве. Может, воздух какой особый в селе на берегу Дона, окруженном громадным сосновым бором. И свою собственную аллергию на столицу - не физического свойства, а скорее душевную – сорокалетний глава семьи успел ощутить сполна. Потому и вернулся домой.
А дома – дел невпроворот. Домишко более-менее подремонтировали. Теперь дело за храмом, которому в первую очередь требуется иконостас, во вторую – новый пол. Здесь, в Бабке известный на всю страну инструктор по рукопашному бою по благословению протоиерея Андрея, благочинного Павловского церковного округа, затеял издание приходской стенгазеты «Православные вести». Все издание – на двух листах формата А4, большую часть занимают библейские сюжеты, а в самом конце объявление: в ближайшее воскресенье в школе состоится собрание для всех желающих укрепить здоровье.
С декабря я веду в школе секцию рукопашного боя. Пока в ней занимается 12 человек - мальчишек и девчонок поровну. Секция бесплатная, да и я ни копейки не получаю за нее. Мне хочется научить детей своих земляков элементарным приемам самообороны, тому, что я несколько лет показывал в «Добром утре» на Первом канале. Если все будет нормально, весной покажем мамам-папам, чему ребята обучатся за полгода. Я же не чемпионов растить собираюсь, сами видите - небольшой школьный зальчик оборудован весьма скромно. Надо чем-то занять ребят, а если получится, и их родителей тоже. Для того и приглашаю их в секцию фитнеса и общей физподготовки. Придут ли – не знаю. Молодежи здесь немного осталось: кто в Москве на заработках, кто – в Воронеже.
Ручная работа
В школьном зале началась тренировка секции рукопашного боя.
- Я сюда сразу пришел, как объявление на стенке увидел, - говорит 12-летний Миша Дуров. - Интересно научиться каким-нибудь хитрым приемчикам, чтобы от одноклассников отбиваться, если что.
Тренер, еще недавно обучавший с экрана всю страну, тем временем показывал ребятам, собравшимся в школьном спортзале, как правильно тянуть мышцы, уходить от ударов, группироваться.
- Представь себе, что я на тебя нападаю, - обратился тренер к мишиному ровеснику Ване Деркачу, - ты увернулся, а я снова вот он! Сзади тебя стена, или забор. Вспомни, чему я вас учил?
Иван вспомнил и показал. А рядом изо всех сил тянула ногу 14-летняя Юля Говорова:
- Мне нравится играть в футбол, - рассказывает она, - но вообще-то мечтаю стать актрисой. На новогоднем спектакле играла Бабу-Ягу. Рукопашным боем занимаюсь потому, что интересно и необычно.
- Вот выучишься на актрису, будешь от поклонников отбиваться, - поддела подругу Катя Закирова. - А я в секцию просто для себя хожу, мало ли кто напасть может.
Насчет того, как увязать христианскую заповедь о подставленной второй щеке с рукопашным боем, Максим особо не заморачивается.
Главное – выиграть бой с пагубными привычками, которые молодым перенять очень легко, а «завязать» с ними куда сложнее. Станут ли эти ребята верующими, нет – не столь важно, в конце концов, свой храм у каждого из нас в душе. И если детвора увидит, как потихоньку восстанавливается сельская церковь, а их родители иногда приходят в тренажерный зал, то все вместе и сделают маленький шажок к храму.
Между прочим, тот самый кусочек сохранившегося храма в селе Бабка хорошо виден и от дома Степановых, и от школы, и от магазина.
Но лучше всего Максиму удалось разглядеть его из Москвы.