Диагноз «сахарный диабет I типа» Алеше Кругликову из Павловска поставили в три года. Его мама Ирина не знает, что спровоцировало это заболевание у ребенка – при том что диабет известен со II века до нашей эры, медики до сих пор не в силах устранить его причины. Но Кругликовы научились с болезнью жить и довольно успешно бороться. В материале РИА «Воронеж» – о каждодневных трудностях и радостях инсулинозависимого Алеши и его семьи.
Нежданная болезнь
В семье Кругликовых трое детей: Валерии 14 лет, Алексею шесть, Тимофею четыре с половиной. Отец семейства Руслан всегда работал, старшая дочь радовала успехами в учебе, мама наслаждалась материнством. Беды ничто не предвещало. А когда Леше исполнилось три года, родители поняли, что с мальчиком не все ладно.
– Он стал капризным, начал очень много пить и часто проситься в туалет. Обратились к участковому педиатру, сдали назначенные анализы. Когда пришли результаты, медсестра позвонила и велела срочно ехать в больницу: уровень сахара зашкаливал – 14 ммоль/л (в норме у здоровых людей уровень сахара в крови, или гликемия, натощак составляет 3,3−5,5 ммоль/л, после еды повышается до 7,8 ммоль/л. – Прим. РИА «Воронеж»), – рассказала Ирина.
Когда родители с малышом приехали в приемное отделение, сахар «вырос» до 26 единиц, а пока их поднимали в реанимационное отделение, уже было 36 единиц. Мальчик находился в предкомовом состоянии, в течение семи часов врачи беспрерывно оказывали ему помощь, чтобы транспортировать в областной центр. Сутки он провел в реанимационном отделении Воронежской ОДКБ №1, потом еще месяц – в эндокринологическом отделении этой больницы.
Итоговый диагноз – сахарный диабет I типа, это целая группа заболеваний, сопровождающихся повышением глюкозы (сахара) в крови. Такой тип диабета, инсулинозависимый, еще называют «детским» или «диабетом молодых», так как им в основном болеют именно дети или молодые люди.
Жизнь не сахар
Поначалу Ирина Кругликова не понимала, что делать, как справляться с этим диагнозом и, что важнее всего, как помочь сыну. Однако быстро собралась, и вместе с Лешей родители начали учиться все делать по-новому.
– Мы научились считать хлебные единицы, делать уколы много раз в день, просыпаться по ночам каждый час, чтобы измерить уровень сахара в крови, – поделилась женщина.
Впрочем, она понимала, что медицина уже давно дает пациентам с сахарным диабетом возможность жить долго и полноценно. Ирина стала искать информацию о препаратах, которые могли бы облегчить состояние сына. Смогли приобрести за 100 тыс. рублей устройство для непрерывного мониторинга глюкозы в крови. Прибор каждые пять минут отправляет на телефон актуальные показатели, и их можно вовремя подкорректировать дозой инсулина.
– Сложность в том, что у Алексея высокая чувствительность к инсулину, и зачастую даже минимальная дозировка ручки-шприца – это много для удачной коррекции. Каждый раз – это риск тяжелой гипогликемии, которая может привести к непоправимым последствиям, – объяснила Ирина.
Шанс на новую жизнь
Продолжая поиски, женщина узнала, что есть такой аппарат – инсулиновая помпа. Прибор размером с сотовый телефон вводит препарат по заданной, приемлемой для конкретного ребенка программе, а катетер для введения находится в подкожной клетчатке постоянно и меняется каждые три дня. Это избавляет пациента не только от ежедневных многократных уколов, но и позволяет более точно подобрать дозу инсулина.
Помпа в среднем стоит около 100 тыс. рублей. Денег на нее в семье, где работает только папа и есть еще два ребенка, уже не нашлось. Ведь только на расходники в месяц уходит около 20 тыс. рублей из семейного бюджета. Это как раз обе пенсии: Леши по инвалидности и Ирины по уходу за ребенком.
Поддержка пришла от местных благотворителей. Несколько павловских меценатов в течение недели купили нужный медицинский аппарат. А в районном управлении соцзащиты помогли составить заявление о получении помощи на лечение из районного фонда.
– Мы понимали, что помпа – это наш шанс на лучшую жизнь. Ведь впереди школа, и Леша очень хочет пойти туда как обычный первоклассник. Сидеть за партой, быть как все, – оптимистично настроена мама мальчика.
В октябре 2021 года шестилетнему Алеше установили помпу в областной больнице. Лечащий врач Оксана Евтухова скрупулезно подобрала необходимую дозировку и, выдав все необходимые рекомендации, выписала ребенка домой.
Обычный ребенок с особенностями
После возвращения в Павловск Ирина Кругликова поделилась новостями:
– Теперь, конечно, проще контролировать состояние сына с помощью приложения в телефоне, оно есть и у меня, и у мужа. Это устройство помогает жить Леше полноценной жизнью, хотя он у нас и так парень самодостаточный.
Несмотря на юный возраст, Алексей уже очень хорошо читает, решает примеры с двузначными числами, обожает тему космоса, знает все планеты, их порядок, в честь кого названы. Собирает пазлы – не по возрасту, а сложные, чтобы элементов было как можно больше. Мальчик очень любознательный, причем интересуется разными вещами. Собирается отец по грибы или на рыбалку – Леша с ним первый, нужно маме на огороде помочь – звать два раза не надо. Благодаря папе-строителю парень уже освоил практически все инструменты, помогал с замешиванием бетона – знает и пропорции составляющих, и как смешивать. К тому же, может и за себя постоять, и за младшего Тимошу заступиться.
– Мы стараемся воспитывать сына так, чтобы он не чувствовал себя не таким как все. Обычный мальчишка, активный, любознательный, за словом в карман не полезет, но с особенностями здоровья. А мы сделаем все, чтобы он жил полноценно, – уверила Ирина.
Семья написала письмо в облдепартамент здравоохранения с просьбой помочь с получением расходных материалов. Пока что супруги приобретают их за собственные деньги, а это 1 тыс. рублей на трое суток. Для семьи с тремя детьми – сумма очень большая.