В мае 2018 года в автокатастрофе погибли сын и невестка жительницы села Бабка Павловского района Тамары Понасовой. А 15-летнюю внучку Дашу чудом удалось спасти. Как изменилась жизнь девочки, кто пришел на помощь в трудную минуту и почему страшное ДТП так и не дошло до суда – в материале РИА «Воронеж».
«Не знали, куда обратиться»
Тамара Понасова 40 лет проработала воспитателем в детском саду, получила звание «Ветеран труда Смоленской области». Ее муж Леонид всю жизнь посвятил водительскому делу, теперь оба на пенсии.
Шесть лет назад супруги переехали из Смоленской области в большой двухэтажный дом в Павловском районе Воронежской области. Рыбалка, грибы, меловые горы – после душного города Сафоново это место показалось раем.
– Решили остаться здесь. Купили дом, взрослые дети поддержали. Со временем и они планировали переехать в Бабку, чтобы мы могли жить одной большой семьей, – рассказала Тамара Понасова.
За шесть лет супруги преобразили дом до неузнаваемости. Благоустроили участок, мансарду и второй этаж. Завели гусей, кур, уток и поросят. Излишки продавали на рынке. И всегда с нетерпением ждали детей с внуками, которые приезжали каждое лето.
В тот майский день родители Даши собирались съездить в Сафоново, где их ждали на крестины. В старенькую Skoda сели четыре человека – Даша, ее мать, отец и бабушка. Старший брат Андрей ехать не захотел и остался ждать родных дома. Не преодолев и полпути, семья попала в страшную аварию.
ДТП произошло в начале первого ночи под Можайском – на 152-м км Минского шоссе около садового товарищества «Вишенка». По предварительным данным, столкновение Ford Focus и Skoda Felicia спровоцировал вышедший на проезжую часть лось. На месте ДТП погибли четыре человека, среди которых родители и бабушка Даши.
– Наверное, Богу было угодно ее спасти. Дашу просто выкинуло из машины на обочину, – сообщила Тамара Филипповна.
Дашу по «скорой» доставили в Можайск, а потом перевезли в московскую больницу, где она пробыла почти месяц. Во время падения девочка сильно ударилась головой. Полученные травмы эксперты оценили как тяжкий вред здоровью.
– Еще три месяца после больницы мы безуспешно пытались лечить ногу, – рассказала Тамара Понасова. – Рана была глубокой и долго не заживала. Решили оперировать. Из ноги вытащили скрученный кусочек пластика – вероятно, один из обломков машины.
Но не это самое страшное, что пришлось пережить девочке. Через полгода после аварии врачи порекомендовали сделать компьютерную томографию. Обследование показало, что ребенку срочно нужна операция. Денег на нее не было.
– Все наши надежды в одночасье рухнули. Мы даже не знали, куда обратиться за помощью, – со слезами на глазах вспомнила Тамара Филипповна.
Отчаявшаяся женщина попросила помощи у павловских медиков. В коридоре районной больницы ей встретилась старшая медсестра детского отделения Татьяна Солодухина. Она выслушала историю Тамары Понасовой и буквально за руку провела по всем кабинетам. Бабушку и внучку поддержали все: работники больницы (с особой теплотой женщина говорит о заместителе главного врача по детству и родовспоможению Анне Муковниной и враче-неврологе Марине Федоровой), знакомые, друзья, сотрудники школы в Сафоново, где училась Даша. Администрация Павловской районной больницы и лично главный врач Александр Королюк помогли с консультацией в больницах, получением квоты на операцию. А потом закрутилось: Павловск, Воронеж, Москва...
В феврале 2019 года Дашу успешно прооперировали в Московской клинике имени Бурденко.
«Карабкаемся как можем»
За два года после аварии в жизни двух семей произошли большие перемены. Даша с братом Андреем теперь живут в Бабке. Переезд из Сафоново дался ребятам трудно. Было все – слезы, горечь от расставания с родным родительским домом, друзьями и одноклассниками.
Выпускной класс Даша оканчивала уже в Павловске, в школе с углубленным изучением отдельных предметов. Сейчас учится в педколледже, а Андрей – в техникуме.
Дом в Бабке, в который вложили столько труда, Понасовым пришлось выставить на продажу, чтобы перебраться поближе к городу, где учатся внуки. Расстояние между Павловском и Бабкой – 22 км, автобус ходит в село три раза в день. Среди недели ребята живут в общежитии. На выходные приезжают домой, помогают бабушке с дедушкой по хозяйству.
– Живем, карабкаемся как можем. Держим хозяйство, без этого сегодня никак. Нам теперь детей нужно поднимать, отчаиваться нельзя, – подчеркнула Тамара Филипповна.
Суда после ДТП не было. Последняя экспертиза подтвердила, что причиной аварии стал лось, оказавшийся на дороге. Водитель фуры Scania не успел затормозить и сбил животное. Вслед за ним по четырехполосной дороге двигался Ford, которым управлял молодой мужчина. В салоне с ним находились жена и трехлетний ребенок. Наехав на лося, машина оказалась на встречной полосе, где столкнулась со Skoda. Кстати, водитель Ford не получил ни единой царапины.
– Лось на дороге – злой рок в нашей семье. Несколько лет назад младший сын попал в аварию, причиной которой тоже стал лось. Тогда животное прыгнуло прямо на машину и пробило копытами крышу в салоне. Автомобиль выкинуло на встречную полосу. Сын успел затормозить и чудом остался жив, – поделилась женщина.
От места наезда на лося до столкновения со встречным автомобилем эксперты зафиксировали расстояние 177 м. Тамара Понасова усомнилась в том, что водитель Ford наехал на животное:
– Тогда он бы сразу остановился, но экспертиза показала, что он мчал еще по «встречке» около 180 м. Это и вызывает у меня много вопросов. Например, почему водитель не вернулся на свою полосу, допустив столкновение? Почему не затормозил?
Следствие шло два года. За это время сменилось три следователя, но дело так и не дошло до суда. Кроме того, родные так и не получили материальную и моральную компенсации. Корреспондент РИА «Воронеж» сделала запросы в прокуратуру Москвы, Московской области и Следственный комитет РФ. Выяснилось, что «дело закрыто в связи с отсутствием в деянии состава преступления». Письмо на электронную почту с текстом схожего содержания одновременно получили и родственники погибших.
По данным пресс-службы ГУ МВД по Московской области, по уголовному делу провели расследование в полном объеме, назначили судебно-медицинскую и автотехническую экспертизы, допросили свидетелей и очевидцев ДТП. По результатам проведенного расследования решение о прекращении уголовного дела приняли 30 декабря 2019 года «в связи с отсутствием в деянии состава преступления».
– Дело закрыли еще в декабре, а мы даже ничего не знали об этом! Связались со следователем, но тот только плечами пожал. Мол, уведомление вам направили по почте, – посетовала Тамара Филипповна.
Она по-прежнему надеется, что виновник ДТП все-таки понесет наказание за четыре смерти. Женщина направила жалобы Генеральному прокурору РФ Игорю Краснову, а также председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину.