Чтобы встать на любимую работу, 33-летняя жительница города Павловска Воронежской области Елена Кучерова заводит будильник на 3:00. В 5 часов она уже заступает на смену на Павловском автотранспортном предприятии (АТП). Елена – первая в районе женщина – водитель автобуса за последние 30 лет.
– За всю историю нашего предприятия в парке грузовых автомобилей работали только две женщины. Но на пассажирском транспорте такое впервые, – рассказал генеральный директор «Павловскавтотранса» Дмитрий Пришутов. – Лена – опытный водитель, не дает себе никаких поблажек. Теоретическую часть и вождение сдала с первого раза. Глядя на нее, многие мужчины-водители пересмотрели свой трудовой потенциал, получив дополнительный стимул расти.
Из швей – в водители
Елена заводит белый ПАЗ-3205, автобус едет по маршруту Михайловка – Петровка. Ее общий водительский стаж – 11 лет, большую часть из которых Елена проработала в такси. К работе относится с женской аккуратностью и за все эти годы не допустила ни одной аварии.
– Седьмого марта этого года я получила права с новой категорией D, а 10 марта началась стажировка на автопредприятии, – рассказала Елена. – За три недели обучения тщательно изучила все маршруты: ездила в Лозовое, Журавку, Воронцовку, Переездное, Лосево, Грань. С непривычки было тяжело, а потом втянулась. Автобус от автомобиля отличается габаритами. Чуть шире, чуть длинней, не так в поворот входит, как машина. Если понять, то это несложно.
Елена – по образованию портной-закройщик, окончила профессиональный лицей №52 города Павловска в 2002 году. Работала швеей в Павловске, Воронеже и Пскове, пробуя себя на фабриках и в ателье. А 11 лет назад, когда получила права категории В, решила, что работа на одном месте не для нее, и устроилась в городское такси. Сначала совмещала, долгое время работая посменно, а потом и полностью оставила швейное кресло ради водительского.
Сама Лена свой интерес к технике объясняет просто: мама Людмила Васильевна Кучерова всю жизнь проработала токарем на авторемзаводе, папа Леонид Александрович – водителем на скорой помощи.
Пять лет назад Елена специально открыла водительскую категорию С для управления грузовиками и даже пробовала устроиться на работу, но хрупкую девушку везде ждал отказ. И вот в конце 2019 года она увидела объявление в соцсети – на Павловское АТП требовался водитель. Переобучение с категории С на D обещали за счет предприятия.
– Я подумала: почему бы и нет? – вспоминает Елена. – Позвонила в отдел кадров, договорились о встрече. На собеседовании ко мне сначала отнеслись недоверчиво. Спрашивали, зачем мне это нужно. Отговаривали и друзья. Единственным человеком, кто поддержал меня в тот момент, стала моя подруга Ольга.
Елена отучилась в автошколе три месяца. Днем работала в такси, а вечером два раза в неделю посещала занятия. И это несмотря на то, что женщина одна воспитывает дочерей семи и десяти лет.
Работа на рассвете
На Павловском АТП Елена трудится четвертый месяц. Работает по схеме «два дня – через два». Подъем в три часа, а в 5:30 уже нужно выезжать на маршрут.
– Многие пассажиры удивляются, хотя в целом реакция положительная. Никогда такого не было, чтобы мне не оказали помощь на дороге. Поддерживают и мужчины-коллеги. Моими наставниками во время стажировки стали Владимир Снегирев и Сергей Кругликов. Они меня многому научили. Кстати, фразу «Баба за рулем» я уже научилась читать по губам. Меня часто спрашивают о выборе профессии, фотографируют. Даже бывало, что обгоняли на машинах, разворачивались и стояли на остановке ждали, чтобы убедиться: не показалось ли? – заметила Елена.
Пока едем, многие пассажиры, глядя на красавицу-шофера, улыбаются. Особенно пожилые люди. Когда выходят на остановке, благодарят и желают удачной дороги.
Несмотря на сложный график, Елена любит свою профессию. Масло и фильтры на ПАЗе меняет сама, без чьей-либо помощи может заменить колесо. В будущем планирует сдать права еще на категории Е и А.
– У вас сложная работа? Ищите ту, сложность которой вам будет в удовольствие, – посоветовала Елена. – Я, например, благодаря раннему подъему могу встречать рассветы.